Одним из основных прав потребителей является право на надлежащее качество товаров. К сожалению, нередки случаи обнаружения покупателями недостатков в приобретенном товаре. Для таких случаев Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) определен механизм защиты нарушенных прав покупателей.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона в числе требований, которые потребитель вправе предъявить в случае реализации ему товара ненадлежащего качества, требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона указанное требование потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, ремонтной организации) в течение гарантийного срока или срока годности товара.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки которых составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров продавцом потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение трех лет со дня его передачи продавцом потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и (или) договором.
В силу п. 1 ст. 22 Закона обнаруженные недостатки товара должны быть устранены продавцом безвозмездно и незамедлительно. Если устранить недостатки товара незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок их устранения не может превышать 14-ти дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Вместе с тем по письменному соглашению с потребителем этот срок может быть увеличен, но не более чем до 30-ти дней.
Важно также отметить, что при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для устранения выявленных недостатков ремонтная организация обязана устранить их с учетом вышеуказанных сроков.
Кроме того, исходя из п. 2 ст. 22 Закона в случае безвозмездного устранения недостатков в товаре длительного пользования потребитель вправе потребовать предоставления ему на период ремонта безвозмездно во временное пользование аналогичного товара. Изготовитель или продавец обязан удовлетворить данное требование в 3-дневный срок, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет. Однако это касается не всех товаров. Правительством Республики Беларусь установлен перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется. К примеру, в их числе автомобили, мебель, игрушки, телевизоры, ювелирные изделия и другие.
Также указанное требование не подлежит удовлетворению, если продавцом (изготовителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной или самостоятельной профессиональной деятельности (производящее товары).
Кроме того, за нарушение прав потребителя во время гарантийного ремонта (нарушение сроков ремонта, невыполнение или задержка выполнения требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара) для продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) также предусмотрена ответственность.
Таким образом, Законом подробно урегулированы отношения, возникающие в связи с реализацией потребителю товара ненадлежащего качества. Потребителю важно знать свои права и защищать их в случае нарушения. За профессиональной помощью в целях защиты своих прав граждане могут обратиться к адвокатам.